Закон о защите конкуренции

z

Основные положения Закона о защите конкуренции

Федеральный закон "О защите конкуренции" №135-ФЗ от 26 июля 2006 года является фундаментальным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках Российской Федерации. Закон устанавливает организационные и правовые основы защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Действие закона распространяется на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории России, а также на иностранные юридические лица и организации без образования юридического лица.

Ключевые понятия и определения

Закон содержит четкие определения основных терминов, используемых в антимонопольном регулировании. К числу наиболее важных относятся:

Запреты на антиконкурентные соглашения

Закон о защите конкуренции устанавливает строгие запреты на заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям относятся:

  1. Соглашения, направленные на установление или поддержание цен, скидок, надбавок и других условий реализации товаров
  2. Соглашения о разделе товарного рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту товаров или кругу продавцов либо покупателей
  3. Соглашения об экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении производства товаров
  4. Соглашения о создании препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам
  5. Соглашения об установлении условий членства в профессиональных и иных объединениях

Злоупотребление доминирующим положением

Одной из центральных тем Закона о защите конкуренции является регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Закон запрещает действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. К числу таких злоупотреблений относятся:

Контроль за экономической концентрацией

Закон устанавливает процедуры предварительного контроля за сделками и иными действиями, которые могут привести к ограничению конкуренции. Хозяйствующие субъекты обязаны получать предварительное согласие антимонопольного органа на осуществление следующих действий:

  1. Слияния коммерческих организаций
  2. Присоединения коммерческих организаций
  3. Создания коммерческих организаций
  4. Приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций
  5. Приобретения прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности
  6. Приобретения основных производственных средств и нематериальных активов

Арбитражная практика по делам о нарушении антимонопольного законодательства

Судебная практика по применению Закона о защите конкуренции постоянно развивается и уточняется. Арбитражные суды рассматривают значительное количество дел, связанных с оспариванием решений и предписаний ФАС России, а также с взысканием штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества дел, связанных с картельными сговорами и злоупотреблениями доминирующим положением на цифровых рынках.

Ответственность за нарушение Закона о защите конкуренции

За нарушения антимонопольного законодательства установлена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Административная ответственность предусматривает наложение значительных штрафов, которые могут достигать 15% от выручки нарушителя на соответствующем товарном рынке. Уголовная ответственность наступает за неоднократное злоупотребление доминирующим положением или заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

Последние изменения в законодательстве

В 2022-2023 годах в Закон о защите конкуренции были внесены существенные изменения, направленные на усиление контроля за цифровыми платформами и крупными технологическими компаниями. Были введены новые понятия, такие как "значительная рыночная мощность" и "социально значимые цифровые сервисы", а также установлены дополнительные обязанности для владельцев таких сервисов. Эти изменения отражают глобальные тенденции в антимонопольном регулировании цифровой экономики.

Практические рекомендации для бизнеса

Для минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам рекомендуется:

Соблюдение требований Закона о защите конкуренции является не только юридической обязанностью, но и важным элементом корпоративной культуры современного бизнеса. Понимание и правильное применение норм антимонопольного законодательства позволяет компаниям не только избегать штрафов и судебных разбирательств, но и выстраивать долгосрочные конкурентные преимущества на рынке.

Добавлено 23.08.2025